По всей стране витает запах тревоги. Россия, которая долгое время считалась основным поставщиком топлива для мира, вдруг оказалась лицом к лицу с серьезным дефицитом бензина. Заправочные станции пустеют, цены неумолимо растут, а власти пытаются сдерживать ситуацию, что напоминает попытки удержать воду в ладонях, пишет Дзен-канал "Финансы в радость".
Стремительное исчезновение топлива
В некоторых регионах, например, в Крыму, получение бензина стало настоящей проблемой. Водители могут заправить не более 20 литров, и этим ограничением сложно управлять, учитывая факторы, такие как динамика на заправках. Сводки о нехватке топлива также поступают из Хабаровского края, где лимит на бензин и запреты на канистры ставят автовладельцев в затруднительное положение.
Общее положение усугубляется цепочкой эффектов, которые наблюдаются на многих уровнях. Проблемы начали возникать в московской и ленинградской областях, а также в Нижегородской, Рязанской и других регионах.
Причины топлива: от ремонтов до реакций на удары
Официальные данные указывают на то, что критическая ситуация вызвана «внеплановыми ремонтами» на нефтеперерабатывающих заводах. По некоторым оценкам, почти 40% мощностей сейчас простаивают, что по сути означает: каждая третья установка либо находится на ремонте, либо ждет запчастей. Особенно остро проблема ощущается из-за последствий атак дронов, которые причинили 70% простоев на заводах.
Производство бензина упало значительно: сначала на 6%, потом на 18%. Ситуация в отрасли становится критической, ведь полноценные НПЗ, которые раньше перерабатывали сотни тысяч тонн в сутки, теперь функционируют как больные пациенты на ИВЛ. Они работают лишь частично, ожидая завершения текущего кризиса.
Меры правительства: “тушение пожара ведром”
Власти страны пытаются среагировать на возникшие проблемы, но, похоже, их усилия ограничены. Запретят экспорт бензина и дизеля до конца года, регулируют цены на заправках, чтобы не вызывать панику, и пытаются внедрить «ручное управление» на бирже. Однако результат оказывается плачевным: АЗС работают в убыток, ставя под сомнение всю систему.
Вицепремьер предложил набор мер, которые могут частично улучшить ситуацию. К ним относятся:
- обнуление пошлин на импорт топлива из Азии;
- разрешение на упрощенное производство бензина с присадками;
- значительное увеличение закупок топлива из Беларуси.
Страна, которая когда-то экспортировала нефть, начинает истощаться в плане собственного топлива, и такая зависимость становится серьезным предупреждением для будущего.