Систематические сообщения о методах мошенничества становятся популярными, но число жертв по-прежнему растет, особенно среди пожилых людей. В 2025 году ситуация изменилась: ни одна утрата не остается без последствий для банков, которые не защитили своих клиентов. Яркий пример произошел недавно, когда пенсионерка отсудила почти миллион рублей у банка после того, как стала жертвой телефонного мошенничества, сообщает Дзен-канал "Юрист объясняет | Евгений Фурин".
Что произошло?
В августе прошлого года пенсионерка Б. получила неожиданный звонок. Она услышала голос, представившийся следователем из специального отдела по борьбе с киберпреступлениями. «Следователь» уверил женщину, что ее финансовые средства находятся в опасности — мошенники якобы уже нацелились на ее счет.
Чтобы «защитить» свои сбережения, Б. должна была перевести все деньги на специальный «безопасный» счет. Следуя указаниям звонившего, она перевела около миллиона рублей на счет незнакомца. Осознав, что она стала жертвой классического обмана, пенсионерка немедленно связалась с банком. Однако, несмотря на ее действия, деньги ушли на счета мошенника всего через несколько часов.
Что сделали суды?
После инцидента Б. обратилась в суд с требованием вернуть утраченную сумму. В своем иске она указала, что после звонка немедленно позвонила в банк, чтобы сообщить о ситуации, но финансовая организация не предприняла необходимых мер для предотвращения хищения.
Банк же настаивал на соблюдении своих стандартных протоколов безопасности и утверждал, что виноват не он, а мошенники. Суд не согласился с этой позицией. По мнению судебных инстанций, банк обязался заблокировать подозрительные операции. Перечисление всех средств на проверяемый счет казалось явно аномальным и должно было вызвать вопрос у сотрудников банка. Однако ни операторы, ни система безопасности не обнаружили нарушений.
В результате банк был признан виновным в невыполнении своих обязательств по защите клиента. Суд постановил, что финансовая организация должна вернуть пенсионерке всю переведенную сумму — почти миллион рублей.
Тенденции и последствия
Это дело стало ярким примером смещения ответственности на банки за действия мошенников. Верховный суд страны с 2022 года поддерживает идею: если финансовая организация может предотвратить мошенничество, но не делает этого, она должна отвечать за последствия. Подобные решения создают более безопасную среду для клиентов и возлагают на банки обязанность более тщательно проверять подозрительные операции.





























