Странная ситуация творится вокруг российских самолетов: хотя их фактически не существует, стоимость на них стремительно растет. В то время как инфляция счастливо ползет вперед, цены на уже несуществующие модели, такие как МС-21, выросли почти вдвое. Так, за один только год стоимость упомянутого самолета выросла с 4,3 млрд до 7,6 млрд рублей — уверенный +65% в карманах будущих покупателей, пишет Дзен-канал "Финансы в радость".
Бюджетные чары: когда нет самолета, но есть цена
Активные попытки заменить импорт, подкрепленные щедрыми государственными вливаниями, привели к-таки не самыми желанными результатами: вместо новых самолетов взлетела цена. При этом авиакомпании обязаны иметь определенную долю отечественного воздушного флота, независимо от того, летят эти аппараты или стоят зевака в ангаре.
На рынке лизинга ситуация выглядит особенно абсурдно: покупка несуществующего самолета осуществляется так же, как ипотечный кредит на недостроенный дом, цена которого уже сопоставима с дворцом. Зачем, спрашивается, формировать мнимую потребность за такие деньги?
Минтранс говорит: это дорого и непонятно
Документ от Минтранса, ставший достоянием общественности, проливает свет на нелегкую судьбу отечественного авиапрома. Например, Ил-114-300 подскочил в цене с 1,44 до 2,6 млрд рублей. «Байкал» же с 178 млн добрался до 315-320 млн — почти вдвое, хоть и не летает, как надо.
Словно этого было недостаточно, МС-21 не соответствует никаким планируемым характеристикам. Оказывается, он тяжелее, менее экономичен, требует идеальную взлетно-посадочную полосу и, естественно, обходится дороже в обслуживании.
Эксплуатационные немыслимости: дороже, чем золото?
На фоне растущих цен на самолетах сами расходы на эксплуатацию оказываются недоступными. Запчасти для Boeing и Airbus до санкций обходились дешевле, и новые цены лишь усилили проблему. Даже с учетом того, что дефицит стал новым нормальным состоянием, отечественные самолеты лидируют по стоимости. Неудивительно, что эти машины будут эксплуатироваться лишь под угрозой субсидий, поскольку у авиакомпаний на такие траты просто нет ресурсов.
Таким образом, ситуация создаёт впечатление замкнутого круга: цены растут, а производство так и не стартует. Но требование быть конкурентоспособными с иностранными аналогами обрекает ситуацию на то, чтобы лишь ухудшаться с течением времени. Будущее остается туманным, и лишь время покажет, дойдут ли до небес мечты о российской авиации или останутся просто иллюзиями.