Новая технология ученых СГМУ изменит жизнь особенных малышей
Ученые СГМУ им. В.И. Разумовского разработали новый подход к чистке зубов у детей с синдромом Дауна.
Замедленное интеллектуальное развитие, физический рост, а также нарушения речи создают дополнительные риски для здоровья детей с таким диагнозом и усложняют приобретение ими базовых навыков самообслуживания, включая гигиену полости рта.
Ученые СГМУ им. В.И. Разумовского провели исследование на группе пациентов с установленным диагнозом синдрома Дауна и умеренной степенью умственной отсталости. Детей разделили на 2 подгруппы по 10 человек, возраст участников: 11 - 14 лет. Первичное обследование включало анкетирование родителей и осмотр врачом-стоматологом.
Во время занятий применялась техника контролируемой очистки зубов для отслеживания динамики освоения последовательных шагов. Фиксация результатов осуществлялась по индексу гигиены. Продолжительность курса обучения составила 9 дней, а каждой сессии - 30 минут.
Первая группа занималась в интерактивной игре под руководством гигиениста, повторяя упражнения дома дважды в день. Вторая же группа смотрела обучающие видеоролики и практиковалась ежедневно самостоятельно.
К седьмому дню первая группа продемонстрировала полное совпадение движений стандарта у 70% участников, к девятым суткам — у 90%. Вторая группа достигла аналогичных результатов лишь частично: 30% на седьмые сутки и 50% к финалу эксперимента.
Эксперты Саратовского медуниверситета подчеркнули, что детям с синдромом Дауна сложнее всего дается последняя фаза стандартной техники чистки зубов — движение широкой кистью вдоль зубной дуги. Однако применение методики индивидуального подхода и специальных технологий значимо ускоряет освоение правильного ухода за зубами.
Таким образом, наиболее эффективной технологией обучения пациентов с синдромом Дауна стандартной технике чистки зубов оказалось игровое упражнение в стиле делового общения с многократным повторением движений «рука-в-руку» и комментарием к действиям, сопровождаемым похвалой ребенка. Для формирования устойчивого динамического стереотипа цикл обучения должен включать минимум 9 сеансов.