Саратовская «Кобра» охотница за бандитами
Саратовская Кобра охотница за бандитами
Осенью 2025 года исполнилось 30 лет межведомственной следственно-оперативной группе Кобра. Агрессивное, но точное имя придумали этой правоохранительной структуре. Она навевала ужас на бандитов, орудовавших в Саратове. За короткое время Кобра сумела сломать хребет бандитизму в Саратове, добилась того, чего не могли достигнуть целые правоохранительные органы. Этот материал, публикуемый в день памяти одного из ее основателей Евгения Григорьева, посвящен этому легендарному подразделению.
В середине лихих девяностых в Саратове, впрочем, как и по всей стране, бандитизм гулял на широкую ногу. Было обилие преступных группировок, которые обложили данью средний и мелкий бизнес. Рэкет процветал. Вымогательства денег переносились на Кумысную поляну, где непокорных бизнесменов бросали в ямы. Для некоторых они становились могилами. Бандиты не жалели своих одновидовых конкурентов и уничтожали друг друга. Самая громкая бойня произошла в фирме Гроза в ноябре 1995 г., когда 11 членов ОПГ Чикуна, включая самого главаря, были убиты, двое других тяжело ранены. Безнаказанность бандитов привела к тому, что они не боялись ликвидировать высокопоставленных лиц. Так, их жертвой стал начальник ПвЖД Юрий Циттель, убитый в 1994 году, предположительно, по заказу лидеров ОПГ Парковские за то, что не пожелал предоставлять вагоны и перевозить товары их теневого бизнеса.
При этом работал РУБОП, СОБР. Но бандиты не боялись никого, у них все было схвачено. В качестве кровавого развлечения они устраивали в закоулках города так называемые гладиаторские бои. А милиция там была обслуживающей охраной. Худшего унижения, казалось бы, и придумать сложно.
Тогда руководители правоохранительных органов области решили положить бандитскому беспределу конец. Но инициаторами были не они. Саратовскими Мининым и Пожарским спасителями области от оргпреступности стали зампрокурора Саратова Евгений Григорьев и начальник СОБРа, доцент школы МВД Владимир Колдин, который получил оперативно-следственный опыт в экстренных условиях, будучи в командировке в Нагорном Карабахе, и был первым в России создателем подразделения быстрого реагирования. Они предложили создать межведомственное подразделение по борьбе с бандитизмом, параллельное РУБОПу.
Владимир Колдин рассказал авторам статьи, что первая идея пришла Григорьеву. У него был дар: смекалка и интуиция, он мог просчитать, куда вести следствие, кого и где искать. А оперативников не хватало. Тогда он предложил объединить усилия бойцов СОБРа, оперативников и следователей. Его поддержали.
Отряд действовал неформально около года. Он начался при СОБРе на базе РУБОПа. Эксперимент посчитали удавшимся, и в октябре 1995 года вышел совместный приказ прокурора Саратовской области Николая Макарова, начальника ГУВД по Саратовской области Владимира Булгакова и начальника Саратовской высшей школы МВД Федора Григорьева (отца Евгения Федоровича) о создании межрайонного отдела по раскрытию тяжких преступлений, совершенных организованными группами. Он получил неофициальное название Кобра. Она должна была стать мобильной и компактной группой высококлассных специалистов из смежных ведомств, которая бы раскрывала самые сложные и тяжелые преступления.
Новый правоохранительный орган разместили на первом этаже жилого здания на Университетской на углу с Зарубина. Это была цитадель борьбы с бандитами.
Возглавил Кобру Владимир Колдин. В студенческие годы он познакомился с Евгением Григорьевым. Завязанные в юности отношения стали доверительными, что позволило тандему Колдин-Григорьев работать слаженно. В Кобре был замкнутый цикл: оперативная работа следствие захват преступников (СОБР) - ИВС. Это позволило бороться с бандитизмом не только методом разработки и захвата, но и дальнейшим возбуждением и доведением уголовных дел до суда.
Кобра состояла из 60 человек: 12 следователей прокуратуры и милиции, 2 делопроизводителя, 16 оперативников и 30 силовиков-милиционеров. Но они сумели сделать столько, что не сделает даже милицейский главк.
Продолжение читайте на сайте Четвертой Власти.