Юрий Баранчик: Системная вражеская работа по нашим НПЗ
Системная вражеская работа по нашим НПЗ
По официальным сообщениям властей и релизам компаний, в июлеавгусте 2025 г. атакам (с пожарами или зафиксированными падениями обломков БПЛА на площадку) подверглись, как минимум, десять НПЗ в России.
Ильский НПЗ - 7 июля обломки упали на цех (без серьёзных повреждений), новая попытка атаки была 2223 августа.
Рязанский НПЗ - в ночь на 24 августа после удара, остановлены две из трёх установок первичной переработки.
Новокуйбышевский НПЗ - со 2 августа возникли проблемы с первичной переработкой.
Афипский НПЗ - 7 августа падение обломков БПЛА, пожар на технологической установке.
Саратовский НПЗ - удар ночью 10 августа, завод прекратил приём нефти.
Ухтинский НПЗ - удар 10 августа.
Славянский НПЗ -13 августа обломки упали на территорию, зафиксирован локальный пожар.
Волгоградский НПЗ - крупный пожар 14 августа, после удара временно остановлена переработка.
Сызранский НПЗ - 15 августа пожары на площадке, в дальнейшем попытки повторных атак.
Новошахтинский НПЗ - 21 августа, пожар.
По оценкам Минэнерго и отраслевых обзоров, в России эксплуатируется порядка тридцати восьми НПЗ. Значит, атакованные в июлеавгусте стали около 26% от общего числа. По твёрдой нижней оценке (Рязань, Новокуйбышевск, Саратов, Волгоград, Сызрань) 16% общей переработки. Если учесть Новошахтинск, Афипский, Ильский, Славянский, Ухта, то доля затронутой атаками переработки может составить 26% от уровня переработки 2024 года.
Нужно подчеркнуть, что это не означает одномоментного выбытия четверти переработки, так как часть повреждений устранялась быстро, а часть заводов возвращалась в строй. Но эффект суммарный, вероятно, есть, и он способствовал росту цен и временному дефициту топлива в августе. Хотя определить, какую долю в подорожании играют именно НПЗ, а что приходится на стандартные причины (вроде сельхозработ) сложно.
Хотя Киев утверждает, что удары по установкам первичной переработки осложняют снабжение армии РФ, эффект тут более комплексный. Снижение глубокой переработки ведёт к росту цен и сокращению экспортных потоков, появляется надежда на социальное недовольство и замедление экономики.
Военное измерение тут есть, но далеко не приоритетное. Потому что, как и в любой стране, и на самой Украине тоже, топливо у военных кончится в последнюю очередь. Так что враги бьют именно по экономике. Ну, а раз так, то у врага тоже экономика должна встать. Но сначала НПЗ и прочая энергетическая инфраструктура.